лидер корпоративной прессы России
лидер корпоративной прессы России

Годовые отчеты

Годовые отчеты — это особый вид корпоративных медиа, имеющий ежегодную периодичность и предназначенный, в первую очередь, для взаимодействия с акционерами, инвесторами и государственными органами.

Долгое время Годовые отчеты не представляли собой ничего более, как финансовый отчет компании (выполненный с той или иной степенью профессионализма и достоверности), «упакованный» в более-менее «продвинутый» дизайн, отражавший скорее притязания компании на шик, чем действительные тенденции оформления Годовых отчетов.

С недавних пор многое изменилось.

Возможность, а затем и необходимость привлекать в компании средства инвесторов и кредитных организаций, рост роли государственных органов в хозяйственной деятельности компаний повысили ценность не только финансовой части Годового отчета, но и в целом изменило отношение к этому ресурсу.

«Для подавляющего же большинства отечественных фирм, [….] годовой отчет является одним из основных инструментов информирования потенциальных инвесторов об особенностях и результатах своей деятельности.»*

Отношение к Годовому отчету как, в первую очередь, инструменту заставляет компании задумываться о повышении его эффективности. Хотя сама эта эффективность не всегда бывает должным образом понята. Вот, например, как различаются представления об эффективности Годового отчета у разных участников процесса согласно информации PriceWaterhouseCoopers (рис. 1)

Основные 5 преимуществ повышения качества раскрываемой информации

Во многих случаях заинтересованные компании просто не знают, к кому и с какими вопросами обращаться при подготовке Годового отчета. Часто дизайн заказывают в одной компании, финансовую часть — у аудиторов, а текстовую часть пишут самостоятельно, либо силами PR департамента, либо объединенными силами разных отделов. Не удивительно, что результаты такой работы, как правило, не устраивают ни акционеров, ни инвесторов.

Не зная целевой аудитории, не имея рубрикатора, не чувствуя объема текстовой и изобразительной информации невозможно сделать дизайн таким, чтобы, будучи в рамках современных тенденций и отвечая корпоративному стилю компании, он обеспечивал удобное чтение и навигацию по изданию. Точно также тексты разного объема и разной стилистики (что неизбежно при их подготовке разными департаментами) не смогут произвести достаточно убедительного впечатления на придирчивого, особенно иностранного, инвестора.

Итак, мы советуем Вам при подготовке Годового отчета, заблаговременно обратиться в специализированное издательство, например к нам, с тем, чтобы параллельно процессу подготовки финансовой части (что, разумеется, дело аудиторов и консультантов) шла подготовка имиджевой части Годового отчета, причем, одновременно и в текстовой составляющей, включая рубрикацию, и в дизайнерской, включая навигацию.

Что же следует предпринять в первую очередь?

«Во-первых, необходимо определить цель написания отчета и аудиторию, которой он предназначен. […]

Во-вторых, в соответствии с выбранными целью и аудиторией следует определить структуру и содержание той информации, которую необходимо раскрыть в отчете.

Результаты анализа годовых отчетов российских компаний позволяют утверждать (или «приводят к выводу»), что компаниям необходимо более детально прорабатывать следующие аспекты:

  • выделение основных направлений деятельности и описание стратегии
  • анализ конкурентного положения компании и ее конкурентных преимуществ
  • анализ внутреннего потенциала компании, обеспечивающего реализацию выбранной стратегии
  • описание системы корпоративного управления, призванной обеспечить выполнение стратегии и контроль ее реализации.

В-третьих, успешность подготовки компанией качественного годового отчета во многом зависит от того, насколько своевременно начат этот процесс и соблюдены ли сроки его завершения.»*

Заблаговременно обратившись в издательство, вы повысите шансы на то, что полученный вами в результате совместной работы Годовой отчет станет самым эффективным средством получения прибыли вашей компанией!

Очень важно, чтобы выбранное вами издательство понимало 5 основных принципов создания эффективного Годового отчета:

  • Эффективная коммуникация через ключевые послания и удобную верстку и навигацию
  • Моделирование будущего через контекстную информацию, позволяющую оценить качество финансовых потоков и устойчивость бизнеса
  • Анализ финансовой информации
  • Законченная история
  • Связь результатов со стратегией

Наше издательство обладает опытом производства годовых отчетов для крупнейших государственных и коммерческих структур. Годовой отчет компании «РЖД Логистика» победил в номинации «Лучший дебют» на XIX Ежегодном конкурсе годовых отчетов, организованном Московской биржей, а Годовой отчет «Абсолют Банка» стал победителем конкурса АКМР «Лучшее корпоративное медиа» в номинации «Годовой отчет».

Примеры годовых отчётов

* Цитируется статья «Грамотная подготовка годового отчета», журнал «Управление компанией»
авторы: Гуляев Константин (Заместитель руководителя Экспертного центра Российского института директоров), Никитчанова Екатерина (Руководитель Экспертного центра Российского института директоров)